Карта Ногатинского Затона. Подробная карта улиц московского района Ногатинский Затон.

Атлас Москвы 2017 года

Подробные карты районов и административных округов города Москва

Карты автомобильных дорог города Москвы,

Подмосковья и Московской области

Карта района Ногатинский Затон с государственными учреждениями, школами, детскими садами, автозаправками, магазинами. Подробная карта улиц московского района Ногатинский Затон. Подробная карта района Ногатинский затон, Южный административный округ Москвы

Карта Ногатинского Затона. Подробная карта улиц московского района Ногатинский Затон. Подробная карта района Ногатинский затон, Южный административный округ Москвы

Район  Нагатинский затон расположен на Юге  Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москва-рекой. Граница района проходит по северным границам территории музея-заповедника “Коломенское”, далее по пр-ту Андропова, старому руслу реки Москвы, шлюза 10-11 реки Москва до музея-заповедника “Коломенское”.

 

У района Нагатинский затон богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино,  Новинки.

 

Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище.

 

Проводившиеся археологические раскопки показали, что уже две с половиной тысячи лет назад здесь появилось первое  на территории Москвы поселение первобытных людей, известное теперь всем археологам мира. Были открыты древнейшие неолитические поселения людей 1 тысячелетия до н.э. - IV века н.э., давшее название всей культуре этого периода - “Дьяковская культура” (археологическая культура раннего железного века). Основа хозяйства племен Дьяковской культуры - земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота.

 

Село Коломенское расположено на редкой по красоте  местности, интересной также и в геологическом отношении. Воврагах Коломенского до сих пор можно наблюдать остатки материкового оледенения - огромные валуны из песчаника “Гусь” и “Девичий камень”, имевшие обрядовое значение  для языческих племен.

 

О времени возникновения двух старинных подмосковных сел Коломенского и Нагатинского документов нет. Первые письменные упоминания о них встречаются в духовных грамотах 1336 и 1339гг. князя Ивана Калиты, собирателя земель русских вокруг Москвы.

 

Название села Коломенское, по одной из версий, произошло от поселившихся здесь в XIII веке жителей Коломны, бежавших от нашествия Батыя, по другой - от множества холмов, курганов, покрывавших эту местность и называвшихся в древности “коломиши”.

 

Расположенное на скрещении важнейших водных и сухопутных дорог к столице Каширской и Серпуховской, огражденное с севера болотами Нагатина, с востока Москва-рекой, Коломенское со временем становится важным опорным пунктом в борьбе против внешних врагов, а также неоднократно используется захватчиками для размещения войск при подготовке к осаде Москвы.

 

Путь  от Москвы до Коломенского впервые в России был разделен верстовыми столбами (отсюда поговорка: “с коломенскую версту”).

 

Коломенское часто упоминается в летописях в связи с борьбой русского народа против Золотой орды и Крымских ханов; в 1380 г. здесь останавливался Дмитрий Донской после победы над татарами на Куликовом поле.

 

КоломенскоеКоломенское быстро растет, развивается и становится крупной подмосковной  великокняжеской вотчиной. Коломенское было любимой дачей царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, выстроившего здесь в 1667-1670г.г. деревянный дворец. Дворец строился лучшими мастерами XVII века и являлся самым прекрасным деревянным сооружением на Руси. Здесь летом подолгу отдыхала царская семья, наблюдая за учениями стрелецких войск и соколиными потехами. Домовой церковью в это время служил каменный храм Чудотворной иконы Казанской Богоматери, соединявшийся с деревянным дворцом крытым переходом.

 

От древнего усадебного парка сохранились лишь дубы в Южной его части. Четырем дубам с мощными стволами - по 800 лет. Они - современники Москвы.

 

До наших дней сохранилась церковь Вознесения Господня 1532 года, непревзойденный образец церковной архитектуры первой половины XVI века, вошедшая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предполагают, церковь была построена великим князем Василием в честь рождения сына -  будущего царя Ивана Грозного. Своей красотой и величием она поражала современников, возвышаясь на крутом берегу Москвы-реки. Высота храма - 62 метра, в XVI веке это было одно из самых высоких сооружений в России.

 

В приселке Коломенского - Дьяково - расположен уникальный памятник архитектуры XIV века - церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи - прообраз собора Василия Блаженного на Красной Площади.

 

В Коломенском провел детские годы Петр I. Здесь юный царевич устраивал учения “потешных войск”, речные походы на специально устроенных судах, останавливался здесь после взятия Азова (1696г.) и перед торжественным въездом в Москву после победы под  Полтавой (1709г.). О петровских победах напоминают 4 пушки, которые до наших дней стоят на берегу Москвы-реки.

 

Позднее Коломенское служило летним местопребыванием Петра II, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины  II. Здесь устраивались пышные празднества и царские охоты.

 

Коломенское в XVII-XVIII имело типичные черты усадьбы, в ней было все необходимое для царской семьи. Коломенское являлось центром дворцовой волости, состоящей из 9 деревень и 4 приселков - часть их находится на территории современного района “Нагатинский затон”.

 

Главная улица села - “Большая” (XVI век) имела дубовый настил, который был обнаружен в 1960-х годах при прокладке водопровода. Основное население села составляли крестьяне. Также здесь жили плотники, конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, плиточных дел мастера, рыбаки, садовники, которые обслуживали дворцовое хозяйство.

 

Плодовые сады создавались в Коломенском в течении многих веков. Согласно описи 1701 года здесь находились шесть садов с 6 тыс. плодовых деревьев, в 1813 году количество плодовых деревьев увеличилось до 15 тысяч.

 

Коломенское постепенно росло и сливалось с окружающими деревнями - Штатной слободой и Садовниками на юге и с Новинками и Нагатином - на севере. В конце 19 века село Коломенское стало крупным населенным пунктом.

 

К этому времени большие фруктовые сады Коломенского, создававщиеся в течении многих веков,  оказались экономически невыгодными: Москва требовала овощей. Крестьяне выкорчевывали плодовые деревья и на их месте сажали овощи.

 

В 1930-х годах в Коломенском был организован колхоз “Огородный гигант”, который имел овощное направление хозяйства. Поля колхоза широко раскинулись на бывших Потешных государевых лугах, где проходили соколиные охоты и смотрины потешных полков.

 

Название села “Нагатино”, известного с XIV века, по одной из версий, связано с тем, что в этой низменной пойме Москвы-реки, затопляемой в половодье, дороги были расположены “на гати”, т.е. на настиле из бревен для проезда и прохода по топи; по другой - от слова “ногата”, обозначавшее древнерусскую денежную единицу X - XV в.в.

 

Вокруг Нагатино исстари было много заливных лугов и озер, которые жители могли использовать для постройки и ремонта судов. О Нагатинской заводи упоминается в 1410 г. В Нагатино и поныне существует “заводь” (или затон) - бухта, залив со спокойной, стоячей водой.

 

В этом затоне в 1936 году был введен в действие Московский судостроительный и судоремонтный завод (ул.Речников, д.7). Основное направление работы завода - судостроение и ремонт самоходного флота, изготовление судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры.

 

Около завода был построен рабочий поселок, который является старейшей жилой застройкой на территории района.

 

Первое судно коллективом завода было построено в 1938 году. Особенно популярными на речных путях стали теплоходы типа “Москвич”, так называемые речные трамвайчики. Одновременно завод строил крупные серии речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских  судов для пригородных линий и их модификации для служебных и научно-исследовательских целей.

 

Расположение завода создало предпосылки для образования учебных заведений – профессионально-технического училища, Московского речного техникума, Московского института водного транспорта (1979г.) - для подготовки специалистов речного пароходства и судостроения. В 1993 году все эти учреждения были объединены в Московскую Государственную академию водного транспорта.

 

В 1960 году подмосковные села: Нагатино, Коломенское, Новинки вошли в черту Москвы и в конце 1960-х годов эта территория стала огромной строительной площадкой. На месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы многоэтажных жилых домов.

 

На правом берегу реки Москвы, после реконструкции Нагатинской поймы и сооружения нового речного русла, в 60-х годах была построена Нагатинская набережная, выполненная из сборного железобетона, облицованного гранитом. Архитектурное решение застройки жилых корпусов со стороны реки Москвы - в виде домов, стилизованных под паруса, создает современный фасад района.

 

В 1969 году  близ Нагатино сооружен Нагатинский мост, который соединил Нагатино с районом Кожухово, здесь прошел Пролетарский проспект (сейчас это проспект им.Андропова), построена станция метро “Коломенская”.

 

В 1981 году на месте полей бывшего овощеводческого колхоза “Огородный гигант” была продолжена застройка еще одного жилого массива (ул.Коломенская и Коломенская набережная - бывшие улицы Средняя и Нижняя села Коломенское).

 

К территории района «Нагатинский затон» также относится крупный зеленый массив, расположенный на полуострове севернее жилых массивов района - Нагатинская пойма.

 

Пойма - это часть дна речной долины, затопляемая только в половодье. Средняя высота над уровнем реки 1 - 1,5 м. До сооружения в 1930-х годах Перервинского гидроузла территория затоплялась во время паводков и была сильно заболочена. В конце 60-х годов Нагатинская пойма была полностью реконструирована. Здесь были проведены большие работы по ликвидации заболоченности, был сооружен спрямительный канал длиной 3,5 км, в результате чего образовался остров площадью свыше 150 га, разделенный Нагатинским мостом. В канун празднования 60-летия Октябрьской революции на острове был заложен парк им. 60-летия Октября (архитектор В.И.Иванов), который занимает более 100 га. В 1985 году на пойме построен Южный речной вокзал (архитектор А.М.Рухлядев) - это вторые речные ворота Москвы после Северного речного вокзала. Здание вокзала выполнено из железобетонных конструкций и стекла, вытянуто вдоль берега, украшено башней со шпилем. На территории поймы расположена ярмарка детских товаров – «Коломенская» ярмарка.

 

От древних подмосковных сел, на территории которых расположился район Нагатинский затон, в настоящее время сохранились лишь их названия, которые даны улицам, набережным, мосту, станции метро: Коломенская улица, Коломенская набережная, метро “Коломенская”, Нагатинская набережная, Нагатинский мост, улица Новинки. Центральная улица села Коломенское - Большая улица - сохранилась по сей день с тем же названием.

 

Названия остальных улиц связаны с судостроительным производством и ландшафтными особенностями района: Судостроительная улица (примыкает к МССЗ), улица Речников, Якорная улица, Затонная улица. Название “Кленовый бульвар” дано в связи с посадкой вдоль бульвара различных видов клена.

 

Нагатинский затон имеет свой герб, который представляет собой щит московской формы, скошенный слева повышенной серебряной привязью. В верхнем пурпуровом поле серебряное изображение древнего городища - три древних жилища, огороженных пятиконечным частоколом с воротами. Речная символика района отражена в виде скрещенных серебряных молота, древнего речного якоря и современного речного якоря в нижнем зеленом поле герба.