Карта Садового кольца. Карта Москвы в пределах Садового кольца.

Атлас Москвы 2017 года

Подробные карты районов и административных округов города Москва

Карты автомобильных дорог города Москвы,

Подмосковья и Московской области

Карта Садового кольца. Детальная карта улиц Москвы в пределах Садового кольца. Подробная обновленная в 2014 году карта Москвы в пределах Садового кольца

Детальная карта улиц Москвы в пределах Садового кольца

Садовое кольцо представляет собой круговую магистраль, окружающую центральную часть города Москвы. Ее длина составляет порядка 15,6 километра, а ширина проезжей части на различных участках колеблется от 60 до 70 метров.

 

Еще с древних времен вокруг Кремля начали создавать фортификационные сооружения, среди которых был и Земляной вал - замкнутое кольцо с длиной окружности около 16 километров.

 

Насыпали земляной вал по указу Бориса Годунова в период с 1591 по 1592 годы после нашествия на столицу войск крымского хана Казы-Гирея, разорившего город. Поверх насыпи выстроили 5-метровую дубовую стену, а для проезда к Кремлю устроили 34 выездные башни. Кроме этого, здесь находилось и 100 защитных глухих башен.

 

С наружной стороны Земляного вала был вырыт ров, который затем наполнили водой для большей неприступности защитного сооружения. Быстро возведенный вал москвичи промеж себя называли «Скородомом», хотя официальные названия были иными: сначала - Деревянный вал, а затем - Земляной город.

 

Название «Земляной город» закрепилось и за территорией, которая находилась между этим валом и стенами Белого города, вплоть до Москвы-реки. Тогда здесь в основном проживали ремесленники, крестьяне, а также мелкие торговцы.

 

В годы Великой Смуты, которая продолжалась с 1598 по 1613 годы, дубовые стены и башни полностью или частично выгорели, хотя насыпь осталась практически неповрежденной. Со временем вал надсыпали и устроили поверху острог, который представлял собой частокол из плотно пригнанных толстых и заостренных поверху бревен.

 

Свои функции фортификационного сооружения Земляной вал на территории Москвы утратил уже к концу XVII столетия, когда уже представлял собой таможенную границу Первопрестольной. Перед прежними въездными воротами начали возникать рынки, наиболее известными из которых являлись Сухаревский и Смоленский.

 

К концу уже XVIII века вал и деревянный острог был заметно разрушен, а в некоторых местах насыпь и вовсе срыли. Образовавшиеся прорехи в земляной насыпи превратились или в проезды, или в площади.

 

Пожар 1812 года практически полностью уничтожил строения, которые располагались по обе стороны Земляного вала.

 

Зарождение Садового кольца

 

В 1816 году был утвержден проект, разработанный «Комиссией для строения Москвы». Согласно плана, остатки Земляного вала должны были снести, осыпавшийся и обмелевший ров засыпать, а поверху устроить широкую кольцевую дорогу, мощеную булыжником. Под устройство тротуаров с обеих сторон улицы выделялось в купе 25 метров, при расстоянии между красными линиями зданий под 60 метров в отдельных местах. Территорию перед домами предписали обустроить палисадниками из различных насаждений самим владельцам домов, причем, по своему вкусу.

 

Именно с этого момента и начинается история Садового кольца, его зарождение.

 

Реализовали проект практически полностью к 1830 году. Палисадники не были устроены перед домами только со стороны Замоскворечья, а также на имевшихся тогда площадях. Общественными бульварами стали Зубовский и Смоленский валы, а Новинский оставили как место для организации народных гуляний, т.к. в ту пору он представлял собой широкую площадь.

 

В 70-х годах девятнадцатого века по Садовому кольцу пустили конку. В 1912 году ее сменил уже трамвай на электрической тяге. Этот маршрут был обозначен буквой «Б», но в народе его называли «букашкой».

 

Строительный бум по окружности Садового кольца пришелся на начало XX столетия, когда вместо малоэтажных строений начали возводить коммерческие, административные, а также жилые здания повышенной высотности.

 

После революции 1917 года кольцо вновь начали застраивать жилыми и государственно-общественными зданиями. В это же время были ликвидированы Сухаревский, а после и Смоленский рынки.

 

В 1930-х годах, согласно плану Лазаря Моисеевича Кагановича по перепланировке города Москвы, Садовое кольцо, разорванное в нескольких местах, соединили воедино и полностью заасфальтировали. Немного позднее, в 1937 году, была снесена линия садов вдоль всей окружности дороги, а через Москву-реку перекинули Крымский и Большой Краснохолмский мосты.

 

В период с 1936 по 1937 годы на окружной магистрали были демонтированы трамвайные пути, а вместо них протянули троллейбусные линии. Кольцевое движение троллейбусов полностью организовали лишь в 1963 году.

 

К новой реконструкции Садового кольца вновь приступили уже в период с 1948 по 1954 года. Именно тогда на нем были возведены три сталинские высотки. Начиная с 60-х годов прошлого века улицы кольца постепенно преобразовали в проспекты с устроенными на них тоннелями, всевозможными развязками и эстакадами, а также подземными пешеходными переходами.

 

Улицы, площади и мосты Садового кольца

 

Перечислим последовательность улиц и площадей Садового кольца, двигаясь по часовой стрелке, и устроенные на нем мосты через Москву-реку, Яузу и Водоотводный канал:

 

    Триумфальная площадь

    Маяковский туннель

    Садовая-Триумфальная

    Садовая-Каретная

    Садовая-Самотечная

    Самотечная площадь

    Самотечная эстакада

    Садовая-Сухаревская

    Малая Сухаревская площадь

    Большая Сухаревская площадь

    Садовая-Спасская

    Площадь Красные ворота

    Лермонтовская площадь

    Садовая-Черногрязская

    Площадь Земляной Вал

    Площадь Цезаря Куникова

    Площадь Курского вокзала

    Земляной Вал

    Высокояузский мост

    Ульяновская эстакада

    Таганская площадь

    Таганский туннель

    Большой Краснохолмский мост

    Малый Краснохолмский мост

    Нижняя Краснохолмская

    Зацепский Вал

    Павелецкая площадь

    Валовая

    Серпуховская площадь

    Добрынинский туннель

    Коровий Вал

    Житная

    Крымский Вал

    Калужская площадь

    Октябрьский туннель

    Крымская площадь

    Крымская эстакада

    Крымский мост

    Зубовский бульвар

    Зубовская площадь

    Смоленский бульвар

    Смоленская-Сенная площадь

    Смоленская площадь

    Новинский бульвар

    Новоарбатский туннель

    Кудринская площадь

    Садовая-Кудринская

    Большая Садовая

Садовое кольцо и в наши дни продолжает играть огромную роль, как одна из основных дорожных «артерий» города Москвы.

Карта Садового кольца. Карта Москвы в пределах Садового кольца. Подробная обновленная в 2014 году карта Москвы в пределах Садового кольца