ЦАО на карте Москвы
ЦАО Москвы карта
На странице представлены две карты: новая карта Центрального административного округа 2020 года и спутниковая гугл карта ЦАО со спутника. Обе карты оптимизирован для просмотра на мобильных устройствах и на настольных компьютерах.
Список районов Центрального административного округа Москвы.
История ЦАО Центрального административного округа
Территория исторически сложившейся центральной части Москвы в границах Камер-Коллежного вала площадью 7,1 тыс. гектаров имеет многовековую историю. Длительный и сложный процесс становления городского организма отражён в его архитектурно-планировочной структуре, системе улиц и площадей, ансамблях, комплексах и отдельных зданиях, сохранившихся до настоящего времени. В структуре города оставили свои следы древнейшие и более поздние системы расселения, результаты постоянного взаимодействия и конфронтации древнего ядра города и его периферии, поэтапные изменения систем обороны и характера застройки. Чётко выраженное на плане Москвы концентрическое нарастание территории города, приоритет радиальных направлений - сегодняшних вылетных магистралей - всё это итог почти 900-летнего развития.
Основы пространственно-планировочной структуры Москвы, заложенные в средние века, преемственно развивались в ходе градостроительных мероприятий XVIII – XIX в.в. Они и сейчас остаются источником своеобразия и цельности исторической городской ткани центральной части Москвы. Процесс эволюции градостроительного развития и становления городского образования Москвы прослеживается в несколько этапов.
Впервые Москва упоминается в исторических источниках в 1147 году. “Приди ко мне, брате, в Москов”, - такими словами, по свидетельству Ипатьевской летописи, князь Юрий Долгорукий звал к себе своего союзника, северского князя Святослава Ольговича. Согласно Тверской летописи, в 1156 году кн. Юрий Долгорукий “Заложил град Москву”, т.е. обнёс свою резиденцию деревянными стенами.
Первоначальный городок “Москов” находился близ впадения р. Неглинной в р. Москву, занимая едва ли не треть современной территории Кремля на верхней террасе Боровицкого (Кремлёвского) холма, в его юго-западном углу у Боровицких ворот. Лес занимал значительную часть территории современной Москвы. Обилие рек и ручьёв определило основные средства связи для древнейших обитателей края, не имевших ещё устойчивых сухопутных коммуникаций. Немаловажно, что местность имела богатые ландшафтные характеристики, была разнообразной и живописной. Здесь, на берегах рек, чаще всего на крупных мысах, образованных притоками или оврагами, в докняжескую эпоху возникали городища с валами и рвами; древнейшие городища относятся ещё к так называемой “Дьяковской структуре”(V в. до н.э.–XV в. н.э.). Исторические придания свидетельствуют о существовании в этом регионе нескольких “Красных сёл” последнего владельца докняжеской Москвы Стефана Кучки, одно из которых находилось на месте Высоко-Петровского м-ря, а другое – в районе исторического Китай-города. Как повествует предание, Юрий Долгорукий победил Кучку и превратил городок на Боровицком мысу в одну из своих окраинных резиденций. С этого момента начинается исторический период развития московской территории.
Первый его этап охватывает три столетия: с 1147 г. до момента вступления на великокняжеский престол Ивана III (1462 г.) В период правления Юрия Долгорукого “Москов” становится форпостом Владимиро-Суздальского княжества на важнейших магистралях Древней Руси, а после захвата Волоколамска Андреем Боголюбским в 1160 г. – главным узлом торгового транзита на Волоцкой дороге, до того момента находящейся под контролем Новгорода. На Боровицком холме формируется крепость, вокруг которой образуются посады. Этот этап зафиксирован в исторических документах (летописи, грамоты, уставы) и археологически.
Великий князь Владимирский Иван Калита сделал Москву своей резиденцией: из заштатного городка Москва становится столичным образованием (1328 г.). Сюда же перемещается из Владимира митрополичья кафедра. Крепость, обнесённая дубовыми стенами, называется уже Кремлём, посады расширяются, формируя территорию будущего Китай-города. В первой трети XIV в. появляются известные по летописям первые в Москве каменные здания – храмы, определившие ансамблевую структуру соборной площади XIV – XV в.в.
При Дмитрии Ивановиче (Донском) дубовые стены Кремля заменяются каменными (1366 г.), охватив теперь уже почти всю территорию существующего Кремля, ведётся строительство белокаменных соборов на великом княжеском дворе, застраивается территория Китай-города. В это же время идёт интенсивное формирование дорог по наиболее важным направлениям, что в дальнейшем закрепляется в иерархии городской уличной структуры: на Тверь (Тверская улица), на Владимир и Ярославль (Сретенка), на юг в Орду (Ордынка), в Новгород (Большая Никитская ул.). Тверская улица приобретает первостепенное значение как путь на Волоколамск, а также в Новгород и Псков после того, как Дмитрий Донской передвинул кремлёвские стены и открыл путь с торговой Красной площади на север по построенному через р. Неглинную Воскресенский мосту. В итоге складывается пространственная структура Москвы с определением габаритов Кремлёвского ядра, приоритетных направлений и магистралей, а также выделением главной улицы будущего городского образования.
Вблизи Тверской дороги застраивается площадь Охотного ряда, появляется застройка по другим радиальным направлениям, улицам и переулкам, формируется планировочная структура, характерная для средневекового города. Застройка Москвы, за исключением Кремлёвского комплекса, является сплошь деревянной. Вдоль границ города возводится ряд монастырей. На месте села Высокого – легендарного места резеденции Стефана Кучки – основывается Высоко-Петровский м-рь; также строятся, прикрывая важные магистрали, Рождественский, Сретенский м-ри; на западном направлении митрополичий Новинский м-рь. Роль форпостов города на р. Яузе и Владимирской дороге выполняли Покровский и Андроников монастыри. Вокруг Москвы, в живописных уголках, находились старинные сёла, многие из которых, особенно к востоку от города, имели статус дворцовых (Воронцово, Красное, Покровское, Черкизово, Преображенское).
В середине XV века население Москвы вместе с сёлами и монастырями составляло 40 тыс. жителей. В середине XV в. (1463 г.) Москва делится на административно-судебные участки. Заложенный принцип районирования определил формирование единой административной системы управления городом. С 1462 г. (с момента вступления на княжеский престол Ивана III) начинается следующий, II-ой этап формирования Москвы, который можно продолжить до конца Смутного времени (1612). Этот период отмечен интенсивным городским строительством. Именно этот период отмечен созданием всемирно известного ансамбля на Соборной площади, возведением вокруг Кремля новых каменных зубчатых стен с 18 башнями (1485-95 г.г.).
Кремль и Китай-город (центры политической, общественной и экономической жизни), окружённые рвами и системой плацдармов, образовали единое ядро городского организма, тесно связанное с остальными частями города, и в то же время пространственно автономное. Улицы, подводящие к центру, расположены были выше по рельефу, тем самым с каждого направления открывалась внушительная картина ансамбля средневековой крепости. Прекрасной композицией открывалась и панорама её восприятия вдоль р. Неглинной со стороны Занеглименья, а также с низменной части Замоскворечья.
В 1520-х годах по всей территории города проводится первое “размерение” (регулирование) улиц. Строительство города при Иване IV (Грозном) стало ещё более интенсивным. Именно в этот период происходит формирование радиально-кольцевой системы планировки Москвы, трансформация территорий прежних посадов в единую систему Белого (или Царёва) города с обнесением последнего стеной с 28 башнями и воротами (1586-93 г.г., арх. Фёдор Конь). Одновременно происходит освоение земель будущего Земляного города и возведение вокруг него новой деревянной стены (Скородома) в 1591-92 г.г.
Этот градостроительный этап характерен также существенной деталью, определившей известную тенденцию на будущее: мероприятия по выносу за городскую черту Скородома первых ямских слобод, размещаемых на загородных землях по основным направлениям. Площадь города достигает теперь почти 20 тыс. кв. км с населением почти в 100 тыс. человек, вдвое превосходя число жителей Новгорода, второго по значению города на Руси.
Размах строительства в Москве во второй половине XVI века стал возможен благодаря хорошо налаженной организации. Планировочные мероприятия и каменное дело осуществлялись под государственным контролем. В 1584 г. был организован Каменный приказ, не только ведавший производством работ, но и пропагандировавший каменное строительство. Он ссужал кирпичом и белым камнем горожан с выплатой за материал в течение 10 лет. Размеры кирпича и белого камня были стандартными. Приказом проводилось регулирование улиц и переулков, ширина которых была регламентирована. Этими и подобными мерами пытались придать Москве большую регулярность и бороться с пожарами, столь характерными для почти сплошь деревянного города. Эти достаточно успешные мероприятия достигли своего пика при Борисе Годунове, что отражено в фиксирующих этот градостроительный этап первых планах города и Кремля рубежа XVI-XVII в.в. Эти так называемые “Петров” (1599) и “Годунов” (нач. 1600-х г.г.) чертежи, а также – “Сигизмундов” (1610) и “Несвирский” (1611) планы.
Третий градостроительный этап, хотя и явился продолжением предыдущего, имеет свои характерные признаки: организация городской жизни и формирование застройки территории города в рамках слободских характеристик. Этот этап продолжался вплоть до начала петровских реформ и переноса столицы в Петербург. Характерной чертой для этого этапа явилась прогрессирующая тенденция к разрастанию слободской функции (прежде всего это касается царских слобод) и, одновременно, стремление слободских территорий к обособлению.
Эти противоречивые тенденции приводят к тому, что отдельные слободы выносятся за пределы города, образуя новые городские территории (Новая Конюшенная, Немецкая), а вновь переводимое в Москву население расселяется в слободах за чертой Земляного города (Хамовники, Мещанская слобода). Расширяясь, сёла выходили к большим дорогам, становившимся их улицами. Растут слободы монастырей и подворий, а многие монастырские сёла сами становятся слободами (Крутицы, Напрудная).
Слободская застройка состояла из сравнительно небольших и одинаковых по размеру и форме участков. Наиболее мелкой и плотной она была в военных (стрелецких) слободах. Дворы, построенные в равномерные узкие ряды, разделённые проездами, имели небольшой двор и сзади – огородный участок. Каждая слобода имела свой административно-хозяйственный центр – “съезжий двор”, и управлялась администрацией (в отличие от сёл, управлявшихся “сходами”). Крупные дворы, принадлежавшие обычно главам администрации, имели выход на главные улицы, располагались в начале каждой из них.
Жилая застройка остаётся в городе преимущественно деревянной, однако получает развитие и каменное строительство. Деревянные храмы заменяются каменными, а каменные перестраиваются в новой архитектуре, кремлёвские башни получают ярусные шатровые крыши с завершениями, формируется обновлённый силуэт города. Ко времени петровских реформ Москва представляет собой вполне сложившийся городской организм с определившейся планировочной структурой. Главными структурными элементами являются Кремль, стены Белого города (ныне Бульварное полукольцо) и укрепления Земляного города, описавшие полный круг по трассе нынешнего Садового кольца. Система улиц имеет характер, постепенно развивающийся в радиально -кольцевую систему. Вне стен Земляного города по радиальным трассам дорог располагались слободы. Главным структурирующим элементом Москвы всегда был Кремль с расположенной в нём доминирующей городской вертикалью – Иваном Великим. Уникальная красота Московской панорамы представлена в альбоме А. Мейерберга (1662): плотная масса городской застройки выступает из окружающего ландшафта, группируясь вокруг сверкающих вертикалей глав церквей, колоколен и башен; сложность силуэта усиливается холмистостью рельефа, а лежащие окрест пригородные сёла и слободы зрительно увеличивают территорию города.
Однако, внутри укреплённый город оказывается тесным. Слободской характер расселения в значительной степени негативно сказывается на развитии московского городского образования, резко тормозя процесс его органического развития и преобразования, как целостного градостроительного формирования. Расположение слобод за чертой города носило в значительной степени беспорядочный характер, ибо не было привязано ни к каким планам и объектам.
В богатых загородных усадьбах появляются здания и целые комплексы, по размаху и качеству архитектуры соперничающие с лучшими постройками в городе. Именно в загородных владениях знати зарождается знаменитый стиль – «нарышкинское барокко». В царских усадьбах Измайлово и Рубцово разбивались декоративные сады – предшественники регулярных парков.
Следующий, IV-ый этап градостроительного развития охватывает столетний период с начала XVIII века до московского пожара 1812 года. Государственные реформы Петра I, касающиеся градостроительства, как и все другие, определялись неразрешённостью известных проблем в предыдущую эпоху. Тем не менее, концентрированность этих реформ и усиление принудительных мер для их исполнения обусловили резкий перелом в развитии Москвы.
Общему укладу столичной жизни был нанесён удар прежде всего фактом перенесения столицы в Санкт-Петербург (1713 г.). Известно, что Пётр еще в молодости не желая жить в старом городе устроил свою резиденцию в любимом с детства загородном селе Преображенском, а затем в Немецкой слободе, превратив этот северо-восточный район загородных территорий в новую и наиболее оживлённую часть города. Число каменных домов здесь росло быстрее, чем в старом центре Москвы.
Указы и распоряжения о застройке Москвы нач. XVIII века в основном преследовали противопожарные и санитарные цели, однако появились мероприятия, характерные для европейской практики: каменное мощение улиц, оштукатуривание под камень деревянных домов. Важнейшим проявлением новой градостроительной политики было требование ставить дома не во дворах за заборами, а вдоль линии улиц, оформляя их фасадами.
Развитие Москвы и каменное строительство резко затормозилось при переносе столицы в Петербург. Обязательное переселение в Петербург дворян и служивых людей вызывало запустелость многих московских районов, коснувшись даже самого центра. Происходит деградация большинства слобод: первыми уничтожаются стрелецкие слободы (после стрелецкого бунта 1698 г.), упраздняются царские слободы, во время секуляризации церковных земель резко сокращаются церковные и монастырские владения. Приходят в ветхость и заброшенное состояние даже кремлёвские дворцы, стены и башни Кремля, Китай-города и Белого города. Архитектурная деятельность в Москве смогла возобновиться лишь в послепетровское время.
С 1722 года действует Полицмейстерская канцелярия, призванная следить за развитием города и определять градостроительную политику. Вводится новая организация городской жизни (в черте Земляного города) – по кварталам, определяя новые принципы регулирования строительства.
Первым проектированным планом Москвы стал «Мичуринский план» (1731-39), где была фиксирована основная сетка улиц, а в районе Басманных улиц (и др. участках) уже отмечены территории прожектируемых построек и проектируемые красные линии улиц, заметно спрямлённые. Появление «Мичуринского плана» стало важным моментом в утверждении новых подходов к градостроительной деятельности, проявившихся в полной мере в грандиозном плане екатерининского прожектирования 1775 г. (план Кожина-Бортникова), в соответствии с которым был прорыт Водоотводный канал, устроены бульвары на месте стен Белого города, произведен перевод русла р. Неглинной во вновь открытый канал и др. Характерным для этого этапа является возведение Камер-Коллежского вала (1742), охватывающего почти все поселения вокруг Земляного города и закрепившего новые границы Москвы. В 1751 г. он стал её административной и таможенной границей.
С периода 1760-х г.г. происходит переезд в Москву освобождённого от службы указом Петра дворянства и вместе с этим образование обширных городских усадеб, что частично трансформировало прежнюю структуру домовладений и кварталов в сторону их укрупнения. Сложившийся в XVIII веке классический тип городской усадьбы начинает определять облик центрального городского ядра. Появляющиеся новые церкви, становясь высотными городскими доминантами, также строятся в классическом стиле. Застройка в пределах центрального ядра ведётся в камне, а с 1780-х г.г. в черте Белого города запрещается новое деревянное строительство. В застройке Москвы постепенно, в течение XVIII века, начинают применяться классические европейские приёмы градостроительства, появляется стремление к монументальному единству городских пространств. Задачи создания чётких городских пространств требовали проведения застроечных массивов в единые целые объёмы со «сплошной фасадой», акцентирования углов и переломов улиц, формирования площадей. На рубеже XVIII-XIX в.в. были созданы замечательные ансамбли площадей: круглая Калужская, овальная Серпуховская, лучевая Красных ворот.
Снова, как в предыдущем столетии, появляется востребованность вертикальных композиций, огромную градостроительную нагрузку несут подчеркнуто высокие и пластически выразительные колокольни Донского, Андроникова и Новоспасского монастырей, церквей Петра и Павла на Н. Басманной, Никиты Мученика на Старой Басманной, Николы в Звонарях, Троицы в Серебрянниках, Климентия на Пятницкой и др. Для осуществления новых задач в архитектуре и градостроительстве были нужны архитекторы, стоящие на уровне эстетических требований эпохи. С 1730-х г.г. в Москве работают крупнейшие мастера, такие, как Д. В. Ухтомский, В. И. Баженов, К. И. Бланк, А. Ф. Кокоринов, М. Ф. Казаков, И. В. Егоров, А. Г. Григорьев, В. П. Стасов. В Москве создаётся своя архитектурная школа. Однако нельзя сказать, что регулирующее начало заметно воздействовало на развитие Москвы. Несмотря на всю чёткость исходных принципов, организационная и материальная база для широких градостроительных мероприятий была недостаточной. Стихийная мелкая застройка продолжала заполнять город, особенно за пределами Бульварного кольца. К 1812 году население Москвы, имевшей статус столичного города, составляло порядка 200 тыс. человек.
Следующим, пятым по счету этапом развития города, можно определить период, длящийся с послепожарного периода (1813) до середины XIX в. Пожар 1812 года вызвал один из самых резких переломов в строительной истории Москвы. В течение предыдущих периодов градостроительное регулирование могла осуществляться лишь по мере естественной утраты здания. Теперь же представилась возможность применить к центру Москвы единый план восстановления: по статистике выгорело более 70% жилых домов, церквей и лавок.
В 1813 году в Москве организуется именным повелением Александра I-го «Комиссия для строений» со статусом высшего госучреждения без подчинения городским властям (кроме генерал-губернатора Москвы). Комиссия осуществляла целенаправленную градостроительную политику по формированию рациональной структуры города с упорядоченной застройкой. Основными мероприятиями для достижения этих целей являлись: - регулирование улиц новыми красными линиями с соответственным расширением (на территориях внутри Садового кольца); - вынос новой застройки фасадами на красные линии улиц и переулков; - преобладание ампирного стиля (ампир либо его вариации требовались для зданий от дворянского особняка до мещанского дома), в этом требовании было стремление властей добиться определённого стилевого единства города.
В течение 1812 – 20-х годов облик Москвы стремительно меняется в результате проведения единой градостроительной политики, унификации фасадов, архитектурных деталей и декора. Как никогда, в истории московского классицизма градостроительное начало становится на этом последнем этапе его развития основой архитектурной эстетики. Регулируется организация системы улиц и площадей, при этом площадь в ампирном периоде приобретает очень важное градостроительное значение (пример – Театральная площадь). Большое внимание уделяется благоустройству города (планировка Александровского сада, заключение в трубу р. Неглинной). За Садовым кольцом преобладающее развитие получает смешанный тип здания: низ – каменный, верх – деревянный. В 1843 г. деятельность «Комиссии для строений в Москве» прекратилась. Фактически подводящим результатом деятельности Комиссии стал так называемый «план Белоусова» 1851 года.
Следующим градостроительным этапом развития города можно считать период до момента создания Московской Городской Управы (1873 год). В этот период идёт трансформация городской ткани с искажением её отдельных параметров, ибо новое правление оперирует уже иными, часто прагматическими принципами и иным подходом к эстетике архитектуры. В целом этот период фиксирован панорамой Москвы 1867 г., снятой с обходной галереи Храма Христа Спасителя. В 70-ые годы XIX века капиталистическое развитие Москвы набирает стремительные темпы, во многом определив неоднозначный и малоуправляемый характер её дальнейшего развития. Строительство в этот период велось с преобладанием доходной застройки, регулируемой Строительным отделением Московской Городской Управы. Происходит рост этажности застройки до 4-5 этажей, что означало определённую тенденцию на изменение городского масштаба, характера городской среды и силуэта города. В начале XX в. рост стоимости земли изменил характер доходного строительства с увеличением высоты зданий до 6-8 этажей и даже до 10 этажей (1912 г., «Дом денежных квартир» в Гнездиковском переулке, арх. Нирнзее). В этом периоде происходит резкое увеличение темпов освоения земель под промышленное строительство, что привело к разрушению многих замечательных ландшафтных территорий по берегам р. Москвы и р. Яузы.
Появляются новые виды транспорта: конно-железная дорога (1870-1911); с 1893 года вводится трамвай, полностью вытеснивший с 1912 г. «конку». В результате требований транспорта, в нач. XX в. идёт пересмотр красных линий в сторону расширения улиц и переулков (Орликов пер., 1913), пробивка новых проездов. Исключительно из функциональной потребности в 1910 году была проложена Новорязанская ул. Новые, спешно осваиваемые земли за Камер-Коллежским валом нарезаются самым примитивным способом без всякого предварительного плана и градостроительной стратегии.
Начиная с 1870-х годов складывается сеть железных дорог на внутригородской территории. Она прокладывается, перерезая городскую сложившуюся ткань и нарушая органику планировочной структуры. Процесс завершается постройкой Окружной железной дороги в 1908 году.
Начиная с 1860-х г.г. с ростом промышленности происходит значительное увеличение населения города, которое возросло с 1860 года по 1910 год с 360 тыс. человек до 1,5 млн. человек. Возрастает также степень неравноценности качества и стоимости жилья. Промышленные предприятия обростают жилыми кварталами, часто застроенными дешёвыми “рабочими казармами”. Эти образования разрушали и теснили живую ткань, ранее органично сложившуюся в старой части города. Проекта развития Москвы в описиываемый градостроительный этап не существовало, строительство и размещение объектов градостроительно не регулировалось: осуществлялась лишь фиксация по планам 17-ти полицейских частей.
Вместе с тем, в период с конца XIX в. по 1916 г. было внесено много ценного в формирование новых принципов строительства жилых и общественных зданий, в развитие типологии зданий, поиски прогрессивных архитектурно-стилевых направлений. Появились здания нового типа – общественно-культурные (напр. Музей Изобразительных искусств на Волхонке), торговые (пассажи, магазины), вокзалы, конторы и банки.
Значительную позитивную роль в облике города сыграл в первые полтора десятилетия XX в. стиль модерн, применённый не только в архитектуре особняков и жилых доходных домов, но и в промышленном строительстве. В противном случае эклектика, захлестнувшая архитектуру во второй половине XIX в. привела бы образ города к значительному обезличиванию. Документом, фиксирующим итог градостроительной деятельности этого этапа (1873-1917) может считаться панорама Москвы 1913 г. с 10-эт. Дома в Гнездиковском пер.
Следующим очередным градостроительным этапом можно считать период с 1918 г. по 1935 г. Первые проекты советского периода исходили из традиций московского градостроительства с достаточно бережным отношением к историческому наследию. Начиная с 1918 г. под руководством А. Щусева и И. Жолтовского разрабатывается первый генеральный план столицы, в 20-х годах С. Шестаков составляет план «Большой Москвы», включающий пригородную зону. Главной идеей этих разработок было преемственное продолжение и развитие сложившейся градостроительной структуры. Впервые ставятся вопросы о комплексности строительства, новых формах организации жилья, быта и отдыха. Градостроительные и архитектурные концепции и поиски того времени были грандиозны. Москва рассматривалась, как центр общемировой пролетарской культуры. Однако плану Жолтовского-Щусева не суждено было осуществиться. Активное вторжение в градостроительную и архитектурную среду нигилистических принципов конструктивизма сразу поставило под сомнение реализацию плана, проект вошёл в противоречие с идеологическим заказом того времени.
Потеря традиционного масштаба в конструктивизме неизбежно приводила к конфликту с принципами старой архитектуры, которая мешала формированию новых пролетарских сверх–комплексов. Ведётся проектирование здания Наркомтяжмашпрома на Красной площади, со сносом зданий ГУМа. Именно в это время (1929) под здание «Школы красных командиров» (позднее Кремлёвский театр) были снесены комплексы Чудова и Вознесенского Монастырей и многие ценные здания в центре Москвы. Необходимость активного развития новых для Москвы столичных функций, строительство новых объектов государственного управления (старые остались в Петрограде) неминуемо вело к разрушению сложившейся исторической ткани и масштаба города.
Поиски выхода из этого тупика рождали различные варианты решений: от проекта Ле Карбюзье с уничтожением старого города и постройкой нового с жесткой прямоугольной планировкой, до предложения Н. Ладовского с фиксацией старого ядра Москвы (при его санации) и развитием в северо-западном направлении нового столичного образования (так называемая «Парабола Ладовского»). Завершением этих поисков явился генеральный план Москвы 1935 г. (арх. С. Чернышёв и В. Семёнов), ориентированный на малореальный компромисс активного развития и сохранения наиболее ценного, что привело в результате к значительным искажениям и утратам исторической планировки и застройки центральной части Москвы.
Период со времени утверждения и осуществления плана 1935 года вплоть до конца 1980-х годов можно определить, как последний градостроительный этап эволюции территории города и его центральной исторической части. Согласно генеральному плану реконструкции Москвы 1935 г. по центру города предусматривалось проведение крупнейших градостроительных реконструкций и мероприятий, связанных с расширением и спрямлением улиц, пробивкой новых широких проспектов и транспортных магистралей, решением проблем подземного пространства, озеленением и благоустройством. Центр рассматривался как единый трансформируемый архитектурный ансамбль, соответствующий понятию социалистического города, а также новому представлению о столичности. Последнее ставилось в качестве директивной идейно-политической задачи.
Несмотря на короткий срок (до 1941 года) в этот период были проведены значительные работы по реконструкции Тверской улицы, Ленинского проспекта (Б. Калужской ул.), проспекта Мира, Кутузовского проспекта, Краснопрудной ул., пробит проспект Маркса, построена гостиница Москва, здание Госплана СССР, библиотека им. В. И. Ленина, концертный зал им. Чайковского (быв. Театр им. Мейерхольда), театр Советской Армии, жилые дома на главных магистралях, начато строительство Дворца Советов. Реконструированы набережные р. Москвы и р. Яузы (длина набережных достигла к 1941 году 52 км), выстроены новые мосты, построен ЦПКиО. Особого внимания заслуживает строительство 3-х линий Метрополитена.
Массовая реконструкция центральной части г. Москвы имела не только положительные, но и негативные стороны. Генплан 1935 года и программа архитектурной деятельности были ориентированы на коренное изменение исторического облика города, что провоцировало утрату значительной части исторической застройки. Принятые «красные линии» предусматривали расширение и спрямление почти всех радиальных улиц города, предлагалось замкнуть Бульварное кольцо с фактической ликвидацией Замоскворечья.
Нигилистическое отношение к зодчеству прошлого, нарочитая парадность, гигантомания и официозность большинства построек, градостроительная бутафорность в формировании магистралей, характерные для этого периода, во многом противоречили духу и многовековым традициям московской архитектуры. Предвоенный период реконструкции центра Москвы сопровождался значительными потерями архитектурно-художественного своеобразия его облика и выразительности московского силуэта.
В послевоенный период продолжалась программа реализации активной реконструкции центра. Из крупных мероприятий этого периода следует выделить строительство высотных зданий, которые, будучи несомасштабными московской застройке, тем не менее сыграли определяющую и положительную роль в формировании силуэта центральной части Москвы. Крупным достижением этого периода является также дальнейшее развитие сети метрополитена.
К сожалению, многие негативные стороны ранее сложившихся направлений градостроительной реконструкции центра сохранились и в последующие послевоенные десятилетия. Эти тенденции проявились в постройке Дворца Съездов в Кремле с утратой ценных построек, в строительстве гостиницы «Зарядье», в пробивке проспекта Калинина со сносом старых арбатских кварталов и постановкой немасштабных зданий, несовместимых с традиционной московской архитектурой исторической части города. Преобладание «чистой функции» в качестве примата при проектировании, как общественных, так и жилых построек, привело в итоге к обезличиванию исторического облика Москвы, а также к невосполнению утратам всего московского региона. Своего пика эта инерционная градостроительная политика достигла в сер. 1980-х г.г., когда «разразился» бурный общественный конфликт, означавший начало нового периода и новых подходов в градостроительной и архитектурной идеологии.
В настоящее время, в период коренной переоценки градостроительной практики и, прежде всего, историко-культурной и архитектурно-художественной ценности сохранившейся исторической среды центра, её культурной и духовной значимости, вопрос о будущем центра Москвы, о необходимости процесса градостроительной реабилитации центрального ядра, а также о путях преодоления архитектурно-градостроительного кризиса, остаётся открытым и ждёт целостного компетентного разрешения и положительных результатов. В градостроительных разработках настоящего времени тенденция позитивного решения вышеуказанных проблем ощущается достаточно зримо.