Дорогомилово на карте Москвы - 2021

Перейти к контенту

Дорогомилово на карте Москвы

Дорогомилово карта района
На странице представлены три карты: новая подробная карта района Дорогомилово с номерами домов, спутниковая гугл карта района Дорогомилово онлайн со спутника, детальная карта границ района Дорогомилово. Все три карты оптимизированы для просмотра во всю ширину экрана на мобильных устройствах и на настольных компьютерах.
Дорогомилово - район ЗАО Москвы, Западный административный округ
Основные авто магистрали: Кутузовский проспект, ТТК Третье транспортное кольцо, Бережковская набережная.
Достопримечательности и важные объекты: Поклонная гора, Музей-панорама Бородинская битва, Театр Мастерская Петра Фоменко.
Станции метро: Киевская, Студенческая, Кутузовская, Парк Победы, Минская.
Официальный сайт района Дорогомилово - dorogomilovo.mos.ru
Дорогомилово карта района
Карта района Дрогомилово со спутника онлайн в реальном времени
История района Дорогомилово
Историческая справка:
    13в. – была заселена Дорогомиловская слобода
16 в. - в этой местности появилась ближайшая к Москве ямская слобода
1638 году в Дорогомиловской слободе существовало 74 двора
на Можайской дороге устроили Дорогомиловскую заставу
1868 г. – был построен металлический Бородинский мост
1812 года эта местность практически целиком выгорела, но в послевоенные годы ее достаточно быстро застроили
1897-1900 г.г. - была проложена линия Московско-Киево-Воронежской железной дороги
1899 году по территории района прошла ветка Брянской железной дороги и в Дорогомилове открыли Брянский вокзал (сейчас - Киевский)
1909 году в Дорогомилове проживало более 100 000 жителей, сюда был пущен электрический трамвай
1905 году, во время революционного восстания в Дорогомилове стояла артиллерия, обстреливавшая Красную Пресню
1912 году – был построен каменный Бородинский мост
1918 г. – был достроен Киевский (Брянский вокзал)
1968 г. – на площадь Победы  перенесли Триумфальную арку
1991 г. – Дорогомилово стало временным муниципальным округом Москвы
1995 г. – Дорогомилово был присвоен статус района Москвы
2001 г. – был построен участок Третьего транспортного кольца

Существуют и другие версии происхождения топонима  «Дорогомилово». Так, в описании московских церквей 1817 года говорится,  что, по устному преданию, Дорогомиловская слобода получила свое название  потому, что путешественники, приезжающие в слободу по большой, ровной и  гладкой дороге, благодарно называли ее «дорогою милою». Или будто бы  старые ямщики, хотя и дорого брали, но доставляли путешественников к  местам их следования быстро и исправно, почему те и говорили: «Дорого,  да мило!». Но эти объяснения, по мнению ученых, могут относиться к  гораздо более позднему времени, когда слобода уже располагалась на  правом берегу Москвы-реки.    
Ее название, согласно версии русского историка и этнографа И.М.  Снегирева , могло быть  связано с новгородскими или псковскими воеводами Дорогомиловичами, чьи  имена сохранила нам новгородская летопись.    
Сходное объяснение появлению этого названия на карте Москвы дал  известный москвовед, историк П.В. Сытин.    
Он указывает на то, что в летописи XIII века есть упоминание о  новгородском боярине Иване Дорогомилове – соратнике новгородского князя  Александра Ярославича (Невского). Дорогомилов пришел в Москву вместе с  князем Даниилом Александровичем, младшим сыном Александра Невского,  который получил Москву в удел после смерти отца, княжил здесь с 1276 по  1303 год и стал родоначальником московского княжеского дома. Сытин  считает, что князь Даниил Александрович пожаловал Ивану Дорогомилову  вотчину, и имя боярина навсегда запечатлелось в названии местности.    
В XIV веке эти подмосковные земли переходят во владение  ростовских епископов, позднее митрополитов. Впервые в летописи эта  местность названа Дорогомиловом в 1412 году в правление Великого князя  Василия III. В летописи 1550 года в Дорогомилове значился и Новодевичий  монастырь. Вплоть до XVIII века вся территория вдоль западной стороны  улицы Плющихи до Новодевичьего монастыря продолжала называться  Дорогомиловом.    
На правый берег Москвы-реки это название было перенесено в конце  XVI века – вместе со Смоленской дорогой, ранее проходившей южнее (от  Смоленских ворот Земляного города, по Плющихе, мимо Новодевичьего  монастыря через Сетуньскую переправу).    
Примерно в это же время сюда были переселены из села Вяземы  «государевы ямщики» – крестьяне, освобожденные от всех повинностей, но  взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» – перевозить  пассажиров и грузы. В писцовых книгах об этом было записано: «охотники  ямские из того Вяземского яму переведены при царе Иване Васильевиче под  Москву в Дорогомиловс кую слободу». Так на правом ранее не заселенном  берегу в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская  слобода.    
Организованная система сообщений – ямская гоньба, по  свидетельству большинства сохранившихся документов, окончательно  оформилась при Иване III (1462–1505), который завершил государственное  объединение Руси. Ямская гоньба была создана исключительно для  удовлетворения нужд государственного управления. Об этом свидетельствует  направление ямских дорог. В то время ряд важнейших торговых путей не  был устроен и не имел ямов. Однако пути, по которым велись  дипломатические сношения, хотя и пролегали по пустынной и часто  малонаселенной местности, имели хорошо устроенные ямы.    
Для ямской гоньбы на окраинах Москвы примерно в одно и то же  время были расселены ямские охотники, состоявшие на службе у  государства. Так на карте города появились Тверская-Ямская,  Переяславская, Рогожская, Коломенская и Дорогомиловская ямские слободы.    
Первоначально Дорогомиловская ямская слобода представляла собой  несколько десятков изб, расположенных вдоль Смоленской дороги, ближе к  броду через Москву-реку. В остальной части располагались заливные луга,  доходившие до самой реки.    
Ямские, или гонные, слободы имели собственное управление и пользовались особыми правами.    
В XVI веке ямщики составляли особый класс и занимали место между  крестьянами-землепашцами и служилыми людьми. Для выполнения своих  обязанностей они должны были держать по три мерина. Государи жаловали  ямщикам земли в вечное и потомственное владение в предместьях Москвы, за  земляным городом, где те селились на правах уездных жителей, владея  пашнями, сенными покосами, выпасами и другими угодьями.    
В Дорогомиловской слободе ямщицкие земли располагались к северу  от Смоленской дороги. Пашни, подобно жалованию, делились на равные  части, паи. Вдоль берега реки шли заливные луга. Ямщики занимались  хлебопашеством и жили в собственных домах – курных избах, крытых  соломой, позже тесом или гонтом (дранкой).    
ДОРОГОМИЛОВО В ХVII–ХVIII ВВ.    
В XVI–XVII веках Смоленская дорога была очень оживленной. По ней  Москва сообщалась с Западной Европой, проезжали в Москву многочисленные  посольства западных государств, при Иване Грозном войска шли на  отвоевывание берегов Балтийского моря, при Алексее Михайловиче – для  освобождения русских городов в Литве.    
У плавучего Дорогомиловского моста, на самом берегу реки Москвы,  для Великого князя Ивана III был построен временный Дорогомиловский  дворец. Отсюда он провожал свою дочь Елену в Литву, отдавая ее замуж за  сына литовского короля Александра. По этому мосту торжественно въезжала в  город будущая московская царица Марина Мнишек, для встречи которой были  сооружены первые в Москве Триумфальные ворота.    
В 1650 году последовал ряд распоряжений о ямской гоньбе,  освободивших ямщиков от податей, которые они платили как уездные  посадские жители, и от участия в городских работах.    
Спустя почти двадцать лет царь Алексей Михайлович повелел  устроить почту для пересылки государственных бумаг и для частной  переписки торговых людей. Для ямщиков вводилась особая форма. Мундиры с  гербом на груди ямщики продолжали носить и в следующем веке. С начала  XVII до середины XVIII века ямщики были освобождены от рекрутской  повинности, но, как все посадские жители, обязаны были защищать город  при подступах к нему неприятеля.
Детальная карта границ района Дрогомилово
Дорогомилово карта района, ЗАО Москва
Назад к содержимому